Автовокзалам предъявят электронный билет

Один из проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) начинает реформу системы продаж билетов на междугородные автобусы в России.

Один из проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) начинает реформу системы продаж билетов на междугородные автобусы в России. Минтранс по поручению президента Владимира Путина готовит изменения в законодательстве. Продажи билетов на междугородные автобусы в интернете могут стартовать в 2016 году. Автовокзалы могут потерять часть бизнеса.

Участники рынка автобусных перевозок обсуждают запуск единого электронного билета для междугородных автобусов, сообщили "Ъ" во ФРИИ и подтвердили представители нескольких компаний, входящих в рабочую группу при Минтрансе. Также обсуждается создание открытого интерфейса для доступа к информации к междугородным маршрутам и информации о перевозчиках. Это позволит запускать сервисы по продаже билетов на любой автобус через интернет или с помощью мобильных приложений, а также собирать составные маршруты из города в город.

Впервые идея, принадлежащая стартапу ФРИИ TakeBus, была обнародована в мае 2015 года на встрече Владимира Путина с интернет-предпринимателями. Президент поручил Минтрансу рассмотреть предложение. В июне министерство создало рабочую группу с участием ФРИИ, петербургского ГУП "Пассажиравтотранс", столичного ГУП "Мосгортранс", Транспортной клиринговой палаты, Сбербанка, "Яндекса", "Универсальной электронной карты", ООО "Барнаульский автовокзал" и др.

Рынок автобусных перевозок в России составляет около 60 млрд руб. в год, ежегодно этим видом транспорта пользуются около 100 млн человек, подсчитали во ФРИИ.

"С советских времен основной доход автовокзалы получают не от предоставления услуг пассажирам и автоперевозчикам, а от агентской деятельности, связанной с продажей билетов перевозчиков",— объясняют в Минтрансе. При этом автовокзалы зачастую используют для продажи билетов свое монопольное положение, и в этой ситуации рассчитывать на продвижение удаленной, в том числе с помощью интернета, продажи билетов сложно. Чтобы решить эту проблему, Минтранс готовит законопроект, который призван изменить структуру доходов автовокзалов. Она должна быть основана на плате за оказание конкретных профильных услуг, таких как стоянка автобуса, их обслуживание, пользование пассажирами залами ожидания, туалетами. Продажа билетов на междугородные автобусы должна отойти от вокзалов к агентам, считают и во ФРИИ.

Собеседник "Ъ" в рабочей группе при Минтрансе отмечает, что был проведен анализ рынка продаж билетов на междугородные автобусы. Он показал, что примерно половина существующих продавцов — это компании, проводившие IT-обслуживание вокзалов, поэтому у них неплохое техническое оснащение. В то же время у второй половины рынка, которую в большинстве своем представляют "некие частные фирмы", чей бизнес основан на связях с менеджментом вокзалов, "вообще нет IT-составляющей", утверждает собеседник "Ъ".

При этом техническое IT-перевооружение придется провести всем, считают во ФРИИ. "У большинства крупных участников стоят устаревшие системы, которые не позволяют обрабатывать покупку-продажу билетов с нужной скоростью и качеством",— отмечают в фонде. В результате участники рынка должны будут использовать новую стандартную IT-систему. В "Яндексе" сообщили, что также обсуждаются создание универсального списка в единой кодировке автобусных остановок по всей России и обязательная публикация и обновление перевозчиками расписания автобусов в едином формате.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2822414

К списку «»