Рынок онлайн-образования в России и мире

J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка онлайн образования с целью определения оптимальных бизнес-моделей с учетом российской и международной практики.

Мировой рынок

Цифровое образование — один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.

Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.

$5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.

США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае. В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:

Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей:

Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:

Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников:

Растет востребованность проектного обучения — сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему:

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) — наиболее востребованные направления обучения:

Технологические тренды:

Тематические тренды:

Методологические тренды:

Российский рынок

  1. Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП — как государственных, так и частных (2,4% ВВП).
  2. Всего существует более 50 активных площадок по всем тематикам.
    1. Лидеры в сегменте платных прикладных курсов — Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Из успешных новых площадок в 2015 запустился Courson, российский аналог Udemy.
    2. Лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов — Универсариум и Лекториум. При этом Универсариум переходит на модель Coursera: продает дополнительные платные услуги в виде сертификации, доп. материалов и планирует монетизацию через развитие партнерств с корпорациями.
    3. Лидеры в школьном образовании — Интернет Урок и ЯКласс. Также Фоксфорд, входящий в Нетология Групп является одним из лидеров на данном рынке.
    4. Лидеры в изучении языков — LinguaLeo с 13 млн пользователей
    5. Лидер в детском обучении — BabyStep, привлекший $3 млн в 2015 г и быстро растущий на китайском рынке.
    6. Лидер в программировании — GeekBrains, >1 млн пользователей, куплен в 2016 Mail.ru Group.
  3. На русском языке уже есть курсы на международных площадках — Coursera сотрудничает с ВУЗам, на Udemy размещаются российские инструкторы. Таким образом, российские площадки ожидает усиление конкуренции со стороны мировых лидеров.

Практика создания курсов

К списку «»